Наш Отчёт

Сванетия манила и вместе с тем пугала меня давно. Горные перевалы и снежные вершины, казалось, звали меня к себе, но вместе с тем предостерегали: будь осторожен, путь туда открыт только тем смельчакам, кого не пугает  неприступность гор Грузии.
Итак, в сентябре 2017 мы с командой храбрых и сильных отправились узнавать, чем же так пленяет Сванетия туристов со всего мира, и не прогадали — мы получили все, на что надеялись, и даже больше!:)

Автор: Александр Телиженко

ДЕНЬ 1

День перед вылетом прошёл под эгидой «ни минуты покоя»! Именно в это утро я стал всем и везде нужен, и вообще я ничего не успевал. С дикой скоростью приехал на маршрутку, весь при параде (наглаженная рубашка, брючки), и прямо возле микроавтобуса переодевался, под странные взгляды окружающих (наверное, взгляды были восхищённые)))))))))

По пути к Харькову читал сообщения в «Самаровском» чате, кто прибыл уже и переживают, где я есть, и кого ещё ждут.

Собрались мы в аэропорту. Здесь и старые знакомые (в смысле ходили-бродили раньше по другим странам). А с новоприбывшими сразу контакт пошёл – ну единомышленники же!

Прилетели в Кутаиси ближе к часу ночи. Там нас ждал ещё один турист из нашей компании.

На радостях я вышел из аэропорта и … забыл свой багаж (потом вернулся конечно).

Купили сим-карты местного оператора для звонков и интернета.

Загрузились в машину и покатились в Местию. По дороге подобрали двух ребят со Львова, там у них с рейсом напряжёнка была, в общем – выручили.

Ехали, мягко говоря, весело. Кидало весь состав машины из стороны в сторону. Сделали остановку в Зугриди, хотели купить кой чего в продуктовом. Зашли в магазин и сразу же оттуда вышли. Чего-то там на витрине всё такое старючее, аж страшно взглянуть, не то что покупать.

Из-за селевого потока и залитых водою деревень мы поменяли планы по ночёвке. Поехали в другой кемпинг, где уже ждали остальные ребята. Минимальные удобства там были (свет, вода, туалет, душ), можно сказать даже комфортно.

В 7.15 легли спать (ехали довольно долго), ну а просыпаться надо было не позже 9-ти. В общем – «выспались» (ну это нормальное явление, не привыкать).

Позавтракали, раззнакомились, размялись, и решили рвануть на озёра Корульди. Вышли в 12 часов. Не спеша поднимаемся по лесной тропинке, набрали 1350м. высоты. За 4 часа дошли до креста. Отдышались, перекусили, набрали воды. Как я не уговаривал не идти к озёрам Корульди, неугомонные решили пойти дальше, вернее выше. Короче – пришли к озёрам, и полезли ещё выше. Вот оттуда открылись виды на грани фантастики! Фотографируемся, любуемся, снова фотографируемся и возвращаемся.

Спускаемся по другой, грунтовой широкой дороге. Мы были не одиноки, поток туристов спускался вместе с нами. Честно сказать, идти было тяжело: перемена климата и временного пояса, конкретный недосып давал своё. В итоге 15 пройденных километров и 1350 м. вверх и столько же вниз.

Зато пришли в лагерь, а там нас ждал борщ наваристый. А ещё ребята арбуз прикупили.

К вечеру компания разделилась по частям: кто устал – тот дрыхнуть, кто пободрее – в кафешку на свежие хачапури. В общем, кто-то проспал колоритное представление из национальных танцев сванов и вкуснющие грузинские лакомства!

ДЕНЬ 2

Второй день был сложноват, за счёт того, что ребята идут в полном обмундировании и с рюкзаками. Хотя, маршрут был стандартный, технически простой, но с сюрпризами.

Набираем высоту по грунтовке, далее – по тропинке. На перевале решили сделать остановку. Дабы облегчить несущий вес, разгрузились (поделились с остальными) запасами клюквы, чернослива, конфетами, козинаками.

Дойдя до следующего перевала, решили сделать привал на обед, по требованию бурчащих животов и разыгравшегося аппетита. Нарубили колбасы, паштет намазали на хлеб, сырок, а завершили сладеньким. Сидим на фоне огромной красочной грузинской долины, жуём бутерброды, такого пикника у ребят ещё не было!

Далее отправились по тропинке над сёлами, иногда останавливаясь в тени деревьев, так как жара немного изнуряла (особенно с 13 до 16). По дороге встречали группы туристов из Украины, России, Германии, Израиля.

Незадолго до нашего приезда прошли ливни, и мост близ Жибеши полностью смыло, а мост в сторону Чвелпи уцелел, но размыло дорогу. В общем приняли решение остаться на ночёвку в деревне Чвелпи, разложив палатки на идеально ровном берегу реки. Вечером ещё успели посетить местную церковь, некоторые ребята сходили к роднику, чуть выше села.

Мы нашли дрова, развели костёр, пригрелись. Поиграли в карты, настольные игры. Обсудили кинематограф. Саня сыграл нам на укулеле. Кто-то раньше нырнул спать, а некоторые (я, в том числе) залипли до 02-30 ночи.

Для ребят день выдался сложный (но это с непривычки и физической неподготовленности), но в целом – позитивный!

ДЕНЬ 3

День начинается с зарядки. Особую ноту весёлого настроения придали … коровы! Утром пришло стадо коров, мы их гоняли, они от нас убегали. А потом – мы от них. Весело было.

Погода выдалась отличная, вот что значит выбран оптимальный сезон. Только днём был небольшой дождь, но мы в этот момент сделали остановку, отдохнули на освежающем дождевом воздухе.

Сегодня мы набираем высоту (700 метров), маршрут дня очень сложный. В этом году, благо, не было снега, но ребятам всё равно идти было тяжело. Три часа до подъёмника по выматывающей тропе. Порадовали источники нарзана, с водой насыщенной железом и минералами (не газированная, как в Местии).

Остановились на обед. С огромным удовольствием умяли пури – это огромные лаваши, ну и бутерброды со свежим хлебом и колбасой хорошо пошли.

По пути мы встретили группы туристов. Самое интересное, что никто из них не знал дороги, указатель вообще показывал «в никуда». Да и в книге ошибка метров в 500 там, где место поворота. Мы им подсказали правильный путь, но в итоге они пошли кто куда.

Стартуем по тропике. Вот это была «идеальная» дорога, украшенная кустами черники и малины. Шли, травили анекдоты и жадно обрывали сладкие ягоды.

К вечеру добрались до Адиши. Зашли в магазин, покрутились, купить вообще нечего: ни хлеба, ни сладостей, ну такое… А! Была удачная покупка – ребята взяли чачу.

Вечерний привал совершили за Адиши, где открывались шикарные виды.

Уставшие и голодные собрали гору дров, развели костёр. Насмеялись, пока возились с палатками, дровами. Успели сходить к ручью, покупались, постирались.

Порадовал идеально приготовленный суп харчо под байки и шутки Денчика.

Так и завершился день, насыщенный природными красотами и позитивными эмоциями.

ДЕНЬ 4

Ранним утром отправились к леднику. Ребята хотели увидеть не только ледник Шхару, но и ледник Адиши, который является самым большим на Кавказе.

Тропинка шла через лес. Виды, конечно, мощные! Поднялись на верх, сфотографировались, побродили у водопадов, набрали талой воды. С утра день заряжен!

Движемся дальше. Мы с Максом решили пойти вперёд, чтобы приготовить ребятам обед. По дороге насобирали целый рюкзак белых грибов.

Впереди ждала переправа через реку. Я принял решение перейти на лошади, и ребятам рекомендовал тот же способ. Некоторые смельчаки всё же решили перейти речку вброд. Я, конечно, изрядно переживал за них, ведь воды было по пояс, холодное течение сбивало с ног. Адреналин в этот момент зашкаливал.

Денис попросил меня помочь в переправе. Я выручил только тем, что снимал прикольное видео, как тот перелазит. «Спасая» одного из ребят он потерял свой крокс. Второй лапоть эпично отпустил вниз по реке.

Пообедали, отдохнули и пошли на перевал. Одинокие туристы и рейнджеры из Национального парка встречались на нашем пути.

В этот день ребята одолели новую высоту -2811 м. Сделали фото, сняли видео, насмеялись, прогулялись и начались спускаться.

Осторожно дошли до места ночёвки, разложили палатки, организовали большой костёр. Свежий хлеб не удалось купить, поэтому перешли на сухарики.

К нам подошёл на лошади местный житель — сван. Примечательно: мы на тот момент были в термо-одежде, флисках, а он – спокойно рассекает в шортах по холоду. Посидел с нами, рассказал, что в окрестностях — это его земля, поведал о своей жизни, и уехал.

В общем отличный выдался день, глубокой ночью все крепко уснули.

ДЕНЬ 5

Этот день украшен спокойствием и неспешностью.

Проснулись, потянулись, сделали зарядку, позавтракали и отправились в путь.

Спустились в Ипрале. Здесь мы увидели в продаже мороженное, и набросились на него, словно коршуны. Скупили всё, что было. Даже просрочка какая-то лежа, её мы тоже съели!

Приняли решение в Ужгуле поехать на машине. В прошлый раз, спускаясь по этой пыльной, грязной от машин дороге я встретил дикого кабана. В этот раз как-то не хочется.

Непривычно быстро приехали на джипе и микроавтобусе.

Разложились на зелёном берегу реки. Покупались, постирали вещи, повалялись, позагорали.

Ребята купили хачапури, я набрал свежайшего хлеба. Достали здоровенный арбуз. Мы приготовили обед, какао, достали маршмеллоу. Организовали сливы, салат, накупили сыра, помидоров, огурцов.

В этот вечер у нас был, так сказать, экватор.

День в целом удался. До поздней ночи мы беседовали, смеялись, проводили игры, пели песни и разбрелись по палаткам спать.

ДЕНЬ 6

Шестой день был ветреный, дождливый, пасмурный. Дождь с раннего утра немного моросил, а к обеду превратился в ливень. Я жутко переживал, зная информацию о результатах местной непогоды, о грязевых сели, о размытии дорог и мостов. Каждые пол часа мы проверяли уровень воды, поэтому ночь выдалась долгая.

Несмотря на ливень и шквалы ветра, наши дежурные умудрились развести костёр и сварить на завтрак чечевицу.

Раз такие дела, погода разбушевалась, посвятили этот день восстановлению. Решено переместиться в ближайший гест-хаус. За 15 ларей с человека мы поселились в отличные номера.

Пообедали, поговорили, поиграли в «Контакт», в общем расслабились.

Вечером купили хачапури, наелись до отвала, но увидели персики и яблоки, и не смогли отказаться от такого лакомства. В итоге фрукты нам тоже влезли. Сытые и счастливые отправились встречать закат.

По дороге к нам пристроилась стая собак, и меж ними здоровенный алабай (если кто не знает – это пёс, что-то в среднем между медведем и кабаном, только лает)))))))). Короче, встряли мы в собачью войну. На нашу собачку напали, а мы отбивались (в процессе ни одно животное не пострадало, если что).

Вечером присоединились остальные ребята, мы вкусно отужинали, наигрались в «Алиас», гыгыкали. Пересмотрели фотографии.

Лёгкий денёк получился. Как на курорте. С непривычки белоснежные простыни, двойные одеяла, и тёпленькие комнаты показались люксовым удовольствием. Как в рекламе: хорошо иметь домик в деревне. Особенно в грузинской деревне!)

ДЕНЬ 7

Этот день был психологически сложный для ребят. Организм расслабился. Хоть и выспались, но вставать и покидать комфортные условия очень не хотелось.

Позавтракали ароматной молочной кашей, собрались и отправились на встречу приключениям.

По дороге нас обогнали 2 казаха, и ушли вверх по другой тропе. Через 40 минут плетутся и обгоняют нас те же 2 туриста, и уже пошли по правильной тропе.

Подъём, как и в целом весь день, был тяжёлый. Включили музыку на портативной колонке, и припеваючи прорывались вверх через заросли.

За нами увязались пять собак. Каждый из нас ворчал на приблудышей, пытались отогнать, но втихаря друг от дружки подкармливали собачат.

Во второй половине дня одолели Сванский хребет, на вершине которого открывается просто нереальный пейзаж Кавказского хребта. Где-то вдали виднеется наивысшая вершина Грузии и её ледник – Шхара.

Для опытных ребят этот подъём не задал проблем, а вот новички вымотались изо всех сил. Ну, первый раз у всех тяжёлый.

Далее спускаемся в Нижнюю Сванетию. Добрались до озера, встретили грузинов, которые строили на вершине церковь. Радушные ребята дали нам дров, угостили грушами, предложили чачу, помидоры, огурцы, хлеб, сыр. Искренне гостеприимный и щедрый народ!

Подтянулись туристы из Германии. Грузины их пустили переночевать в домик, где хранят инструменты, так как они не взяли палатки. Международная помощь, так сказать.

Разложили палатки, нарубили дров (и сломали топор), целый вечер пытались развести костёр. Наша стая собак гоняла поросят, которые держали местные. Представьте картинку: собаки лают и бросаются на свинок, а Денчик рвётся вслед за собаками (ну, что б неприятностей не натворили).

Вечер прошёл в баталиях: «почему не разгорается костёр», и рассказах о том, кто где ещё побывал. Некоторые путешествовали в Новой Зеландии, Шри-Ланке, кто-то совершил трекинг вокруг Аннапурны. Здорово обменяться воспоминаниями о других странах, принять что-то на заметку.

В отличном настроении разбрелись по палаткам спать.

ДЕНЬ 8

Утро было холодным. Ночью большинство группы замёрзли, поспали часа 2-3, так как не взяли с собой тёплые вещи, хотя я предварительно предупреждал. Кто меня послушал – те оделись, укутались и выспались.

Дежурные приготовили завтрак. Ребята решили отправиться на новую высоту (3142м.), а я и ещё несколько человек остались досыпать.

Вершина покорена за 40 минут, подняли флаги САМАРа и Украины, сфотографировались и вернулись.

Кавказские горы измотали всех. Всё чаще заходил разговор о море, хотелось поскорее спуститься и прогреть косточки на пляже.

Собрались, сделали зарядку и не спеша пошли вниз по грунтовой дороге.

Через 15 минут Денчик побежал обратно за забытыми очками, а мы остановились у ручья, набрали воды. Пока ждали, начали точить печенье, козинаки, сухофрукты. Дождались и двинули дальше.

После обеда направились в Чвелпи. К этому моменту сбросили 1700 метров высоты, и нытьё наших колен не давало покоя.

Добрались до гест-хауса и вызвали машину. Нас забрали, и долгих 5 часов мы ехали по горным серпантинам. Останавливались купить хачапури с бобами, а дальше была остановка на заправке. Местный продуктовый магазин был нами успешно опустошён!

Наконец-то прибыли. Заселились в гест-хаус, приняли душ, кто-то и на море успел сгонять. Перед сном застряли в телефонах на какое-то время (wi-fi, цивилизация!).

ДЕНЬ 9

Ранним утром с нетерпением рванули на море. Город малолюдный, даже пустынный. А ведь пару недель назад здесь отгремел фестиваль КаZантип.

За пол дня наплавались, нагулялись, повалялись на пляже и всё – заскучали. Ребята согласны за любой кипишь, лишь бы не на одном месте! Решено отправиться в аквапарк. Цены однозначно порадовали – меньше 10 долларов за безлимит. Крутые горки, аттракционы, бассейны, людей практически нету – восторг! Мы там чудили, бегали, прыгали, радовались этим горкам как малышня!

Вечером вымотанные, но счастливые пошли на прощальный ужин. Объелись арбузов, насмеялись с наших собак, проговорили до часу ночи. Спать совершенно не хотелось, не смотря на усталость.

Мы на финишной прямой.

ДЕНЬ 10

Ребята решили съездить в Зугдиди, прогуляться по магазинам, купить сувениры, посидеть в кафе.

А я с Серёжей и Аней остались загорать, беседовать и просто отдыхать от отдыха).

Напоследок наелись хачапури, посмаковали грузинское вино.

После обеда лениво добрались до моря, дождались наших из города. Они приехали шумные, крикливые, счастливые, с пакетами всякого купленного добра. Разбуркали нас, расшевелили и затащили в море.

Вечером играли в Уно, насмеялись до слёз, было круто!

Утром следующего дня начали разъезжаться, кто в Кутаиси, некоторые в Батуми, а я с Женей отправился на границу с Азейбарджаном, навстречу очередным приключениям!