Поход по Черногории | июнь 2017

Не зря в названии государства Черногория присутствует корень «гор». Забегая наперед, мы в этом убедились, пересекая эту небольшую (площадь всей Черногории в два раза меньше Харьковской области) страну вдоль и поперек в течение переездов к национальным паркам и побережью. Действительно, за исключением равнины, тянущейся от города Никшич и расширяющейся к Скадарскому озеру, Черногория – это сплошной горный массив, необычайно живописный и разнообразный, на склонах и в долинах которого разбросано множество миниатюрных городков и сел. Но, хватит сухой географии, перейдем же к самому походу.

ДЕНЬ 0

Рано утром вся группа собралась в Киеве и двинулась в путь – нам предстоял длительный переезд до туристического городка Жабляк, который находится у подножия горного массива Дурмитор и одноименного национального парка на его территории. Наш путь лежал через Румынию и Сербию с множеством остановок на трапезу и фирменный кофе от нашего неоднократного компаньона по походам Леши, взявшего на себя, помимо обязанностей тамады, роль баристы. Практически для всей группы это уже был не первый поход с Самаром, так что времени на переезд было вполне достаточно, чтобы даже те, кто не был знаком с остальными участниками, к началу похода уже стал если не другом, то старым знакомым.

ДЕНЬ 1

Буквально переехав границу Сербии и Черногории, мы ощутили на себе красоту горных дорог и ни с чем несравнимые впечатления от серпантина. Но муки наши были непродолжительны, так как взору открылся мост Джурджевича, крупнейший арочный бетонный мост высотой 172 метра , раскинувшийся над рекой Тара. Каньон, по которому она течет, признан самым глубоким в Европе. В его близи роились экскурсионные автобусы, высаживая и загружая толпы туристов, мы тоже не стали исключением. Вдоволь насладившись видами, открывавшимися с моста, большая часть группы спустилась на зип- лайне вдоль всей длины моста над самой пропастью. А благодаря искусным навыкам переговорщика Леши, выяснилось, что группой можно спускаться не за 20, а за 10 евро с человека. Далее, совершив технические остановки в Жабляке и Развршье, мы обогнули Дурмитор и высадились в поселке Комарница, заключенном в живописном каньоне. Пройдя вглубь каньона, рядом с горной речушкой мы разбили на ночевку свой первый лагерь. Под звездным небом у костра мы «закрепляли» новые знакомства.

ДЕНЬ 2

Путь наш мы начали вдоль русла реки Комарница, поднявшись из каньона на долину Добри (Dobri Do). Здесь же, недалеко от площадки под кемпинг Шабран и горных овчарен мы устроили обеденный перекус и отдых, так как дальше предстоял затяжной подъем с последующим не менее затяжным спуском в ущелье Шкрко (Škrčko Ždrijelo). На перевале нам открылся необыкновенный горный ландшафт Šareni Pasovi, некоторые из гор причудливо извивались толстыми слоями пород, напоминая некоторым чересчур сахарную халву или слоеный пирог. Где-то внизу должно быть место нашей следующей ночевки вблизи ледниковых озер (которые здесь называют «горными глазами») Шкрка (Škrčka jezera). Территория национального парка Дурмитор в общей сложности насчитывает 18 таких озер, и по слухам само название „дру ми торе“ имеет кельтское происхождение и означает «горы, полные воды». Заключенные в камне, хрустально чистые отливающие лазурью, но жутко холодные, чтобы в них окунутся, озера с трудом отвлекали нас на более серьезные занятия. Совместив приятное с полезным, лагерь мы разбили у малого озера. Красота локации никак не спасла нас от вывода, что ночевка в этом месте была самой экстремальной. Пока мы разбивали свой палаточный городок, а дежурные куховарили, из-за гор на полянку вышло стадо здоровенных и решительных быков (да, среди этой банды не было ни одной коровы). Видимо, эта полянка рядом с водопоем была местом их привычной ночевки (мы должны были догадаться ранее по разбросанным ими «минам», но были слишком уставшими после 16 километров перехода, чтобы идти далее). Недоуменно нас разглядывая, но при этом весьма нагло расхаживая рядом с палатками, быки смирялись с такой неожиданной компанией. А вот некоторым из участников смириться было куда сложнее: когда ты лежишь в палатке, а вокруг тебя стучат копыта, фыркают и сопят чьи-то безразмерные ноздри, кажется, что это не быки, а гигантские монстры-кайдзю, типа Годзиллы, которые с легкостью превратят палатку в блин. Попытки разогнать быков не увенчались успехом, некоторые уваливались спасть, некоторые бродили в непосредственной близости к палаткам. Один из быков даже умудрился украсть из тамбура одной из палаток буханку хлеба.

ДЕНЬ 3

Но ночь закончилась, и пора было собираться дальше. Нам предстояло вернуться от озер к основанию ущелья и подняться через символичный перевал Самар. Сам переход не составлял большой сложности за исключением одного отрезка, где тропа была накрыта снежной шапкой, а угол ее наклона был достаточно крутым, уходящим в сыпучку и далее в небольшой обрыв. Нехитрыми приемами взаимопомощи и отбиранием рюкзаков у женской половины группы мы справились с этим препятствием и взяли перевал, где и сделали групповое фото. Далее нас ждал непродолжительный (до 1,5 км) спуск по сыпучке и скалам, порой даже с тросами и дневка у живописного озера Zeleni Vir на высоте 2028 м. Полноценно пообедав, группа разделилась по интересам: кто стирался и мылся, кто разлегся в тени валунов, восстанавливая силы, а кто ринулся исследовать окрестные холмы, зачетно покатавшись с горки на снегу. Здесь же мы впервые увидели представителя местной фауны – серну, которая здесь называется divokoza. Вечер этого расслабленного по сравнению с предыдущим дня мы провели за играми.

ДЕНЬ 4

Сегодня нашей главной задачей была вершина Боботов Кук, наивысшая точка национального парка Дурмитор. По пути на высоте около 2300 м нами была обнаружена мемориальная доска народному герою Югославии, участнику народно-освободительной борьбы в период Второй Мировой, историку Даниле Яуковичу. В 1943м году, будучи тяжело раненным, он совершил многодневный переход из Перучицы (Босния и Герцеговина) в Дурмитор. Оставив рюкзаки на перевале у подножия Боботова Кука, мы совершили восхождение на его вершину. Сверху открылся чудесный вид на весь Дурмитор, а озера Шкрка, возле которых мы позавчера ночевали, выглядели совсем маленькими, словно на ладони. Незабываемой атмосферы добавил участник нашей группы Витя, сыграв на вершине на варгане. Далее нас ждал достаточно продолжительный и нелегкий спуск. Забрав рюкзаки на перевале, мы стали на нелегкий путь резкого спуска и сыпучки. Когда мы справились с этим препятствием, нас ожидало новое препятствие – долина Валовити, напоминающая кратер потухшего вулкана по форме, а по содержанию – чистый лунный пейзаж из огромных и зачастую острых как бритва камней и валунов. Именно здесь мы повстречали одинокого путешественника из Австралии, который с радостью принял приглашение присоединиться к нашему импровизированному столу и с аппетитом уплетал бутерброды с колбасой и паштетом. Спустившись до овчарни и находящегося при ней приюта Локвице, мы спешно разбили наш лагерь, так как продолжительный спуск на протяжении всей второй половины дня отнял у нас практически все силы. Ни с чем несравнимая усталость, когда ты, разложив каремат, ложишься среди камней и горных лугов и наслаждаешься горным пейзажем, меняющим свои оттенки на протяжении заката, пока он не превращался в грозную тень на фоне яркого звездного неба.

ДЕНЬ 5

Новый день – наш спуск продолжался. Каменистые пейзажи сменились лесами и горными ручьями, и вот мы вышли к одной из самых главных достопримечательностей парка Дурмитор и всей Черногории – Черному озеру. Это, пожалуй, самое известное из ледниковых озер и самое посещаемое туристами. К нему удобный подъезд из Жабляка, туристов подвозят двухэтажными автобусами беспрерывно. Но в данный момент нам некогда было наслаждаться красивейшим водоемом, утопающим в густой зелени сосен – мы спешили в кемпинг в крошечном поселке Развршье, чтобы, сбросив ношу и приведя себя в порядок, можно было спокойно вернуться к озеру. Став на дневку в кемпинге, мы там же взяли в аренду велосипеды и прокатились через Жабляк к Черному озеру. Одними из немногих среди его посетителей мы решились искупаться в большом озере. Вечер же мы провели в лагере, разбавив походное меню покупками в местном супермаркете.

ДЕНЬ 6

После завтрака наша группа разделилась на две части. Первая отправилась на рафтинг по реке Тара. Те, кому эмоций от сплава по живописному каньону оказалось мало, решились на конную прогулку, затянувшуюся до позднего вечера со знакомством с разводчиками лошадей, сербами по национальности. Закончилась эта прогулка в гостях у разводчиков. Вторая же группа осталась в кемпинге. Мы прогулялись по Жабляку, который, по сути, состоит из пары улиц, и вернулись к Черному озеру. В этот раз мы решили сходить к малому озеру и не пожалели. В отличие от большого с пологим берегом и илистым дном, малое озеро имело скалистый резкий берег и более прозрачную воду, нырять в которую в окружении величественных гор, плотно украшенных зеленью огромных сосен – особое ни с чем не сравнимое удовольствие. Вечер мы провели у костра за вкуснейшей чорбой – дежурные Витя и Лариса решили побаловать группу гастрономическими изысками.

ДЕНЬ 7

Сегодня нас ждал долгий серпантинный переезд через всю Черногорию из национального парка Дурмитор в Проклетие, горный хребет и одноименный национальный парк, находящийся как на территории Черногории, так и в Албании и Сербии (Косово). Мы высадились в небольшом горном поселке Вусанье неподалеку от городка Гусинье в непосредственной близости от въезда в Проклетие и рядом с албанской границей. Близость другой страны ощущалась уже здесь, так как населенные пункты выглядели чуть иначе, по пути нам встречались старые сельские мечети с деревянными минаретами, а на домах висели флаги Албании. Из Вусанья мы отправились в направлении долины Ропояна, и по пути посетили местную достопримечательность – Око Скакавице, который еще называют Савино око, хрустальной чистоты, отливающий голубизной карстовый источник воронкообразной формы, действительно напоминающий бездонный глаз. Его оттенок и прозрачность так и манили, чтоб в нем искупаться, но его температура даже в летние месяцы редко превышает 5 градусов, поэтому мы отказались от этой затеи, лишь утолив в нем жажду. Возле этого красивейшего места мы сделали неспешный привал на обед.

Пейзажи и ландшафты Проклетия значительно отличались от Дурмитора и просто пьянили своей красотой. Некоторым они напоминали сцены из Властелина Колец, а кто-то вспоминал игру Герои Меча и Магии, предполагая, что в недрах этих гор скрываются драконы. От Ропояны мы поднялись к овчарне с колыбой Застан. В ста метрах от нее рядом с источником воды мы разбили свой лагерь, так как наша первая попытка оказалась провальной – мы ставили палатки непосредственно на пути стада овец, которое утром и вечером шумящей ватагой здесь проходило. А учитывая, что на этом месте у нас были запланированы как минимум две ночевки, пришлось сдвигаться. В колыбе у албанской семьи можно было приобрести различные молочные продукты (особенно нам полюбились сыры), свежеиспеченный хлеб (со сгущенкой это было вкуснее самого лучшего пирожного в городе), а также пиво, которое из поселка приносил специально обученный запряженный для ноши конь!

ДЕНЬ 8

Сегодня нас ждал фантастически красивый и достаточно сложный подъем на пик Росни (алб. Maja e Rosit). Альпийские луга, скалистые ландшафты, снежные шапки в ущельях и небо, которое цеплялось облаками за вершины и мысль, «когда же уже вершина?» — этот день нам запомнился, наверное, более всего. Добравшись до заветной точки, мы, особо того не осознавая, побывали в Албании, так как сама вершина находится ровно на границе с Черногорией, то есть, шаг в лево, шаг вправо на вершине — и мы оказывались в разных странах. С пика открывался вид на самую высокую гору хребта и всего национального парка – вершину Езерца, уже наверняка находящуюся в Албании. На следующий день нам предстояло на нее подниматься.

Во многих местах она была покрыта снегом, а вокруг окутана свинцовыми тучами – в общем, выглядело весьма зловеще. Ее мы сразу окрестили Мордором и, услышав от повстречавшихся нам в этот день путешественников, что из-за погодных условий они не дотянули до вершины каких-то 200 метров, мы засомневались в планах на завтра. Окончив это радиальное восхождение длительным спуском, было особо приятно вернуться в лагерь, где тебя уже ждал обустроенный лагерь. Уставшие, но счастливые мы во время ужина единогласно решили отказаться от подъема на Езерцу в пользу одного лишнего денька рядом с морем.

ДЕНЬ 9

Сегодня мы покидали национальный парк Проклетие. С Застана мы снова спустились в поселок Вусанье, откуда автобус нас должен был довезти до курортного города Будва на побережье Адриатического моря. Спуск радовал нас бесконечными земляничными полянами. В самом Вусанье у нас нашлось время, чтобы поближе рассмотреть старые мечети, а также мы сделали остановку для небольшой обзорной экскурсии на центральной улочке городка Гусинье – именно в таких местах узнается страна по-настоящему, а не в раскрученных туристических городках, где приходится протискиваться между толпами туристов, кафешек и сувенирных лавок. И снова длительный переезд, серпантин и пейзажи за окном уровня «космос». Горные поселки и автомагистрали, мосты, тоннели в скалах, каньоны, равнина, на которой раскинулась Подгорица, приключения с забытым на заправке телефоном, Скадарское озеро где-то на горизонте, и вот наконец Адриатическое море и раскинувшаяся меж ним и горами Будванская ривьера, и чуть далее в море – остров Святого Николы. После горной прохлады и свежести влажный недвижимый воздух и температура +38° на побережье заставил нас быстрее перебраться к морю, так что мы, расположившись в апартаментах и приведя себя в порядок, встретили ночь на пляже под шум морской волны. Опустевшая ночью набережная хранила в себе воспоминания о шуме прошедшего дня и вечера, а Старый Город даже ночью не прекращал шуметь.

ДЕНЬ 10

С самого утра мы выдвинулись на пляж, прогулявшись по городу, и были, мягко говоря, обескуражены количеством людей у сильно штормящего моря. С трудом протиснувшись к морю и поплескавшись, мы сбежали с пляжа, потому что в момент нахождения солнца в зените оставаться на улице было просто небезопасно. После дневной сиесты мы взяли напрокат машину и всей компанией двинулись изучать побережье. Первым делом мы приехали к курорту Свети-Стефан.

Там на полупустом пляже мы вдоволь насладились успокоившимся морем и погуляли по окрестностям. Далее на юг мы посетили относящийся к Сербской православной церкви монастырь Режевичи, фундамент которого был заложен в 13-м веке. Живописное место у горного побережья и необычная старая архитектура долго не отпускали нас. Но далее нас ждал небольшой курортный городок Петровац, наиболее понравившийся нам из всех увиденных на Будванской ривьере. Уютная, не перегруженная пошлыми туристическими забавами набережная, небольшой остров Святой Недели напротив, на котором воздвигнута крошечная церкувшка (по легенде моряками, выжившими после кораблекрушения), крепость Кастелло, с которой открывается вид на побережье и лазурное море! Позже на этой самой набережной мы застали колоритный концерт фольклорных коллективов Черногории, Македонии, Сербии, Хорватии, Болгарии и других стран Балканского полуострова, и даже из Польши.

ДЕНЬ 11

Сегодняшний день мы решили провести в том же ключе – исследовать побережье Черногории с той лишь разницей, что мы отправились на север. Первой нашей остановкой был город Тиват, второй по величине курортный город Которского залива, глубоко уходящего между гор в материк. Красивая набережная, заставленная дорогими катерами и яхтами, а над ними низко взлетающие или садящиеся в Тиватский аэропорт самолеты, пальмы и изящные домики вдоль побережья.

Далее мы двинулись на паромную переправу Лепетане – Каменари и перебрались с машинами на противоположный берег залива, проехав его добрую половину по периметру. Вдоль побережья мы посетили красивейшие древние городки с налетом древности под башнями монастырей и черепицы на фоне фантастических горных пейзажей Которского залива. Среди тех, которые особо хотелось отметить – Рисан, Пераст и, конечно же, Котор, который был основным пунктом назначения того дня. Только палящее солнце, разогревшее воздух до +39° в тени, не пустило большинство группы на вершину Которской крепости, а заставило прятаться в тени уютных, но заполненных туристами улочек Старого города. Вернувшись в Будву, вечер этого дня мы уже привычно провели на пляже.

ДЕНЬ 12

Последний день нашего путешествия мы провели кто как хотел. Часть группы отправилась с экскурсией на катере по побережью, пристав к пляжам острова Святого Николы, загорая и купаясь. Часть отправилась на машине в хорватский город Дубровник, древнейший на балканском побережье Адриатического моря и поражающий своим архитектурным и историческим наследием. Улочками Старого города, в котором, кстати, снимался сериал Игра престолов, можно бродить бесконечно и, даже повторяя маршрут, открывать что-то новое. А некоторые из группы взяли напрокат мопед и исколесили все окрестности Будвы.

На этом наш отдых подходил к концу. Нас ждал прощальный ужин, долгая дорога через Сербию, Румынию и возвращение домой, осчастливившее нас знакомством с Павлом Зибровым. Но это уже другая история.